Муниципальное образование Назинское сельское поселение
с. Назино Александровский р-он Томская область

Рекомендации по эффективному распознаванию фишинговых писем

Фишинг (англ. phishing) — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение идентификационных данных пользователей (логин, пароль, номер кредитной карты и другой конфиденциальной информации), а также запуск вредоносного программного обеспечения на компьютере пользователя. 

Такой вид интернет-мошенничества, как правило, основан на психологической манипуляции и его цель - вывести человека на такие эмоции, как интерес, страх, жадность, злость, желание помочь. Это позволяет ослабить концентрацию человека, усыпить его бдительность. 

Так, применение различных психологических приемов делает такой вид интернет-мошенничества чрезвычайно эффективным. 

Пример. Для злоумышленника не составляет труда найти в открытых источниках информацию о структуре Вашего субъекта, определить ключевых должностных лиц и домен почтовой системы. Это позволяет злоумышленнику сделать фишинговую рассылку примерно следующего содержания: «Уважаемый ....! В период с 1 марта по 3 апреля Управлением информационных технологий производится ревизия почтовых ящиков сотрудников .... Все неиспользуемые почты будут отключены. Если вы получили данное письмо и планируете использовать данный почтовый ящик в будущем, просьба оперативно войти в личный кабинет по следующей ссылке: ....»

При этом ссылка, конечно же, ведет на поддельную форму авторизации в почтовую систему. Если тот или иной сотрудник вовремя не поймет, что данная рассылка является фишинговой, и перейдет по ссылке, он окажется на странице, которая внешне неотличима от настоящей формы ввода учетных данных. Конечно же, введя логин и пароль, такой сотрудник «добровольно» передаст их злоумышленникам

Первоначальные действия при получении электронного письма:

Если Вы получили письмо, в котором от Вас требуют какого-либо взаимодействия, в том числе незамедлительного, или же такое письмо вызывает у Вас любопытство, чувство страха или побуждает к действиям, например, «открой», «прочитай», «ознакомься», то задумайтесь и задайте себе следующие вопросы:

  • ожидаю ли я это письмо?
  • есть ли смысл в том, что от меня требуют?
  • знаю ли я автора этого письма?
  • уверен ли я в безопасности полученного электронного письма?

Если ответ хотя бы на один из озвученных выше вопросов «нет» -  внимательно проанализируйте содержимое письма и, при необходимости, свяжитесь для консультации с администратором безопасности.

Имейте в виду, что особого внимания требуют письма, которые: содержат ссылку для перехода на сторонний ресурс (возможно, ссылка ведет на фишинговый поддельный ресурс). При этом еще большего внимания заслуживают письма, содержащие «короткие ссылки», так как невозможно

  • определить, куда ведет такая ссылка;
  • содержат вложение (возможно, файл содержит вредоносный код для заражения вашего компьютера);
  • составлены на иностранном языке;
  • имеют большое количество получателей;
  • содержат орфографические ошибки;
  • связаны с финансовой, банковской сферой или геополитической обстановкой.

Как анализировать электронные письма?

1. Проверьте адрес отправителя (домен адреса электронной почты, с которой пришло письмо, должен совпадать с доменом, указанным на официальном сайте организации, от имени которой якобы направлено письмо, а логин такой почты, в свою очередь, должен совпадать с принятой логикой их построения в той или иной организации). Проверяйте адрес отправителя, даже в случае совпадения имени с уже известным контактом; 

2. Проверьте полное имя отправителя (для проверки полного имени отправителя, наведите курсор мышки на указанное в письме имя отправителя) и затем проанализируйте высветившийся адрес электронной почты в соответствии с информацией из официальных источников (см. пункт выше); 

3. Проверьте, при наличии, ссылки, даже если письмо получено от другого пользователя Вашей почтовой системы, и помните о том, что сам факт направления Вам по электронной почте ссылок, ведущих на сторонний ресурс, является подозрительным: 

  • обратите внимание на название сайта, на который Вам предлагают перейти. В нем может быть изменен порядок букв или, например, некоторые буквы могут быть заменены на цифры (например, www.s0branie.ru). Кроме того, для введения в заблуждение злоумышленником могут быть использованы специализированные сервисы сокращения ссылок (например, bit.ly, tinyurl.com); 
  • наведите курсор мышки на ссылку (не нажимая на нее, ссылка появится или рядом с курсором или в левой нижней части окна) и проверьте, чтобы URL, указанный в электронном сообщении, и URL, отображаемый при наведении курсора на ссылку, совпадали;
  •  также Вы можете вручную (не копируя ее) вбить полученную ссылку в строке поисковой системы (Яндекс, mail.ru и др.). Такой метод позволит Вам заметить возможные «ошибки» в полученной ссылке; 

4. Проверьте наличие вложений. Если отправитель, электронное письмо и причина, по которой Вас просят открыть вложение, вызывает даже самое незначительное подозрение - ни при каких обстоятельствах не открывайте его. 

5. Обращайте внимание на возможные опечатки, орфографические ошибки, большое количество прописных букв, совпадение названий организации, имени отправителя и содержимого в тексте электронного письма; 

6. Если полученное письмо вызывает сомнения, по возможности, свяжитесь с отправителем или со справочной организации, от которой пришло такое электронное письмо, по другому каналу связи. При этом контактные данные нужно брать из авторитетных источников, например, на официальном сайте организации, а не из направленного Вам письма.

Что делать, если Вы обнаружили фишинговое письмо?

  1. Не переходите по ссылке, особенно, если они длинные или, наоборот, созданы при помощи сервисов сокращения ссылок; 
  2. Не нажимайте на ссылки, если они заменены на слова; 
  3. Не копируйте адрес ссылки; 
  4. Не открывайте и не скачивайте вложения, особенно, если в них содержатся документы с макросами, архивы с паролями, а также файлы с расширениями RTF, LNK, CHM, VHD; 
  5. Не подгружайте картинки от незнакомых людей; 
  6. Не запускайте макросы в офисных приложениях (макрос - это набор команд и инструкций, группируемых вместе в виде единой команды для автоматического выполнения задачи.); 
  7. Не пересылайте письма коллегам; 
  8. Проинформируйте администратора безопасности, направив ему полученное письмо как вложение; 
  9. Удалите фишинговое письмо

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie